Shapka

Содержание:

ГЛАВА 4. ЯИЦКИЕ КАЗАКИ "НИ ПОД ЧЬЕЮ ДЕРЖАВОЮ"

Со вступлением на престол царя Ивана IV, политика Московского государства в отношении восточных стран стала еще жестче. Для борьбы с азиатскими ханствами Московский царь привлекает к себе на службу войска испытанные в войнах с осколками золотоордынского ханства, в их числе на службе у Ивана IV состояли более 15000 донских, гребенских(терских) и яицких казаков, а также 10000 татарской конницы, перешедшей на службу московскому царю. Эти силы сыграли основную роль при взятии Казани царем Иваном IV(Грозным). Покорив Казань Иван IV направляет казачий отряд под командованием атамана Ляпуна под Астрахань. Взяв город, атаман передал его московскому воеводе Тургеневу, а сам отошел на Переволоку, где сближением русел Дона и Волги образуется узкий участок суши, удобный для нападения татар и ногаев.

В том же году яицкие казаки в составе сводного казачьего отряда в количестве 10000 человек под командованием атаманов Ермака и Заболотского участвовали во взятии Нарвы. В 1556г яицкие казаки в составе войск Андрея Курбского осадили город Дерпт (Юрьев). После прибалтийских баталий Ермак возвращается на Волгу и Дон, где его отряду, в числе которых находились яицкие казаки, была поручена охрана прежнего рубежа на Переволоке. Казаками с Яика командовал атаман Нечай Щацкой, терскими казаками - атаман Андреев. Предпочитая активную оборону, Ермак предпринимает нападения на ногайские селения в Поволжье, но вольных казаков влечет Волга. Разместив свою ватагу на струги, Ермак "со казаки" стал практически контролировать движение на реке.

Брошенным на произвол судьбы казакам на Волге предоставлялась возможность охотиться "за зипунами". Вскоре к отряду Ермака присоединилась шайка "воровских" людей, которой руководил Иван Кольцо. Составленная из беглых казаков и крестьян, шайка Кольцо грабила посольские и купеческие суда, направлявшиеся в Москву из Персии, Хивы и Дербента.

Погромив татарские улусы в прибрежной зоне Волги, объединенный отряд Ермака, спасаясь от царского "промысла", с Волги через Иргиз и Чаган уходит на Яик. (35) В низовьях Яика отряд Ермака нанес сокрушительный удар ногайскому хану, разгромив его ставку. Река Яик была очищена от народов-кочевников и яицкие казаки получили возможность пользоваться речными угодьями для рыбного промысла от излучины реки (близ "оазиса городов") до устья. Ногайские кочевья спешно уходили вглубь зауральских степей, опасаясь повторных нападений со стороны отрядов Ермака.

Яик представлял собой природный барьер на пути движения азиатских орд к Московскому государству. На одну из них, Ногайскую Орду, как на восточного союзника, делали ставку Турция и Крым, угрожавшие Москве с юга. В защиту союзника, Крымский хан в присутствии московских послов зачитал жалобу ногайских мурз Крымскому хану:"Сильно обижают нас, много улусов у нас повоевали, много городков поставили на Яике и за Яиком. "(43) А ногайский хан Урус жаловался самому Ивану Грозному:(в 1580г): "Приходили государевы казаки сего лета и Сарайчик повоевали и сожгли. "(13) Разгневанный этими сообщениями царь, решил для примера наказать казаков Ермака. Когда с Волги пришло донесение, что Ермак "со казаки пограбил послов персидских, бухарских и кизылбашских", на Волгу был послан отряд стрельцов стольника Мурашкина. По официальным данным отряд Мурашкина выполнил приказ царя, разгромив "воровскую" шайку казаков. Волга была очищена от казаков. Однако есть сведения, что казаки ушли с Волги на Яик не из-за боязни "промысла" над ними, а по другим причинам. Так, в летописи, содержащейся в Списке Императорской Публичной Библиотеки, говорится: ".. по указу царя многие посылки ратных людей на сего атамана Ермака посланы были. И он же Ермак со товарищи русскую рать побил". (14)
После стычек с "государевой ратью" на Волге, казаки собрались на Яике, чтобы обсудить план дальнейших действий. Речи и решение казаков на кругу в поэтической форме передает старинная казачья песня, записанная бытописателем уральских казаков И. И. Железновым в XIXв от казака Чакрыгина И. Н. :

"Уж ты, батюшка, наш православний царь!
Мы скажем тебе всю правду истинну:
Мы где были, мы где ездили в синем море,
Разбивали мы на синем море бусы-кораблички:
Татарские, армянские, все басурманские,
Без того орла, без государева.
Ты прости нас, батюшка, во всех винах,
Ты пусти нас, батюшка, на Яик-реку.. "
(27)

После бурных высказываний "сотоварищей" Ермака выступил посланец купцов Строгановых с приглашением идти на службу к солепромышленникам братьям Строгановым в Пермский край. От имени купцов было обещано хлебное жалованье, свинец и порох. Атаман Ермак предложил казакам воспользоваться приглашением Строгановых охоанять их камские владения от набегов сибирских татар. С Ермаком согласились идти около 600 казаков-выходцев с Волги и Дона.. 800 ячцких казаков во главе с атаманами Богданом Барабошей и Нечаем Шацким решили остаться на Яике, где многие из них были рождены. Вместе с ними остались ".. Якбулат Чембулатов, да Якуня Павлов, да Никита Ус, да Первуша Зея, да Иван Дуда". (35) Камские и сибирские просторы не привлекали старожилов Яика. Здесь, в живописных пойменных лесах, богатых зверем и дичью они давно нашли себе пристанище. Теперь, на оставленных ногаями пастбищах они надеялись без опаски разводить скот, сажать бахчи. Главное их занятие - рыболовство на реке, очищенной от кочевников от излучины до устья, обещало им беспрепятственный круглогодичный промысел.

В то время, когда волжские казаки во главе с Ермаком завоевывали Сибирь, а яицкие казаки занимались обживанием освобожденного от ногаев края, донские казаки находились в оппозиции к московскому царю Борису Годунову. Считая его род "не от царских корней", они поддерживали все выступления против него. Возникшей в Москве смутой воспользовались польские шляхтичи, которые под патронажем короля Сигизмунда, приютили у себя беглого монаха Григория (принадлежавшего к семье бояр Колычевых), выдававшего себя за царевича Дмитрия - сына Иоанна Грозного. Лжедимитрий, вступив в сговор с донскими и запорожскими казаками при поддержке короля Сигизмунда, начал готовиться к походу на Москву. Женившись на польской аристократке Марине Мнишек, Лжедимитрий при активной поддержке казаков, занял города Путивль, Белгород, Рыльск, Валуйки, Оскол, Воронеж и приближался к Москве. Неожиданная смерть Бориса Годунова застала самозванца в Туле. Въезд его в столицу сопровождался народным ликованием. Простые люди принимали Дмитрия за истинного сына Иоанна IV, но с приездом его супруги -католички в Москве началось засилье поляков. Они не соблюдали православных обычаев, вьезжали в церковь на лошадях, трубили в трубы во время богослужений. Такое поведение поляков русские бояре, дворяне, торговые и прочие московские люди восприняли как глумление над православной верой и оскорбление русских обычаев. Возмущенные стрельцы, торговцы и дворяне создали народное ополчение, которое возглавил князь Пожарский. В ополчение вошли казаки, во главе с атаманом Заруцким. Иван Заруцкий был атаманом Днепровских казаков. Для ослабления ополчения польский король пустил среди казаков "подметную грамоту" о якобы готовящихся московским правительством мерах, направленных против казаков, что "казаки будут все истреблены, как злое семя", а крестьяне и беглые люди будут насильно возвращены прежним владельцам. Этот провокационный шаг, был одобрен боярами в виде договора, заключенного между польским королем и московскими боярами. В договоре говорилось: "На Волге, Дону, Яике и Тереке казаки, буде надобе, или не надобе, о том... королевичу говорити с бояры". (15) Договор вызвал воамущение среди казаков. Инициатор договора бояр с польским королем боярин Ляпунов был вынужден спасаться от гнева собравшихся под Москвой казаков.

Составляя большинство в ополчении, казаки не могли простить предательства Ляпунову и он был убит. Среди казаков в стане ополченцев Пожарского произошел раскол. Часть казаков во главе с атаманом Днепровских казаков И. Заруцким стремилась действовать независимо от Минина и Пожарского, но оказалась в меньшинстве и была вынуждена бежать из Москвы в Коломну. Яицкие казаки остались в стане Пожарского.

В августе 1612г казаки ополчения осадили Кремль, где засели поляки. Пожарский предложил им сдаться, обещая пощадить пленных. Поляки, не желая сдаваться казакам, открыли Пожарскому Троицкие ворота. Поляки покинули кремль. Москва била очищена от иноземцев с помощью казаков, в числе которых были посланцы Яика. При избрании царя Михаила Федоровича Романова на Соборе 11 июля 1612г от яицких казаков присутствовал атаман Н. Шацкой (31).

Атаман Днепровских казаков И. Заруцкий, поддержанный запорожскими казаками, возглавляемыми атаманом Сагайдачным, вынашивал свои планы утвердиться на московском престоле. С женой Лжедимитрия-1 Мариной Мнишек и ее сыном, он из рязанской земли ушел под Воронеж. Прикрываясь именем "царевича", атаман начал новую смуту против законноизбранного на Соборе царя Михаила. В мятеже Заруцкому помогали запорожские казаки во главе с атаманом Сагайдачным. Московское правительство против мятежных казаков двинуло войска. Под Воронежом отряд Ивана Заруцкого был разгромлен и атаман бежал на Волгу. Там остатки отряда были вновь разбиты. Заруцкий с Мариной Мнишек и с 660 казаками бежали на Яик. Здесь на острове Медвежий(между поселками Кулагино и Гребенщиково) запорожцы разбили лагерь. Вопреки надеждам Заруцкого яицкие казаки не поддержали "воровских" устремлений Заруцкого относительно царского престола, и атаман вместе с "царицей" Мариной был схвачен и выдан московским властям. В память о пребывании самоуверенной шляхтички на Яике 4-х метровый обрыв на правом берегу реки стал называться "Маринкин Яр". (37)

Хотя в Москве утвердилась власть нового царя, яицкие казаки независимо от ее политики продолжали оказывать противодействие ногайским и киргиз-кайсацким ордам. (15) В начале XVIIв. в заяицких степях появились кочевые племена калмыков. Не решившись преодолеть защитную линию, охраняемую казаками, калмыки раскинули свои кочевья вдоль левого берега Яика. Вскоре, потесненные киргиз-кайсаками, калмыки обошли казачьи заслоны и появились у Самары, откуда откочевали на юг, под Астрахань. Яицкие казаки не препятствовали их передвижению, так как по традиции унаследовали правило: "с гостями обращаться хорошо - которые ищут у них покровительство".

Также они остались верны традициям в богослужении, придерживаясь старых обрядов. Молебны во всех церквях на Яике совершались по канонам, заведенным еще до реформ патриарха Никона. На Дону и Медведице в XVII и XVIIIвв старообрядческие монастыри и церкви были разгромлены, тогда как на Иргизе и Яике они не прекращали службы, благодаря упорному сопротивлению всего Яицкого казачьего войска.
По утверждению историков и местных краеведов, заселение Яика происходило вне зависимости от этноса, освоившего берега Яика еще до нашествия монгол на Русь. Но это противоречит факту образования казачьих отрядов, несших службу ханам Белой и Золотой Орды. Можно лишь согласиться, что на Яик переселилось небольшое число людей:крестьян, холопов и других подневольных лиц - беглецов из ранних областей Московского государства. Только небольшое число беглых могло рассчитывать, что найдут укрытие среди казаков. При массовом наплыве "вольных" на Яик, московские власти едва ли могли стерпеть такое перемещение работных людей, не считаясь со сложившемся на Яике казачьим этносом. "На поле к себе беглых не призываем, а с поля не ссылаем" - говорили казаки. (43)Так могли заявлять закоренелые старожилы со сложившимися в течение многих веков обычаями, закрепленными системой внутриобщинных отношений. Для зарождения казачьего формирования еще недостаточно скопления вольных людей. История знает немало людских сообществ, составленных беглыми уголовниками, дезертирами, монахами-расстригами и прочими охотниками за чужим добром. Они составляли временные группы - шайки разбойников и пиратов, но лишенные фундаментальных устоев в виде обычаев и традиций, а также внутренней организации (системы отношений) эти группы частично ликвидировались властями, а большей частью распадались сами собой раздираемые внутренними противоречиями.

Было бы неправомерно полагать, что казачьи части, на первом этапе их формирования, пополнялись за счет беглых элементов. Исследователь истории казачества А. А. Гордеев пишет: "Население казаков в составе Золотой Орды было настолько многочисленно, что количество его могло поддерживаться собственным приростом... Хан Менгу-Тимур.., избавил русский народ от дачи десятого человека для пополнения вооруженных сил.. Это событие имело в психологии казачьего населения важное значение и ставило их в еще большее самостоятельное положение в отношении русского народа". (14)

"Пополнение" Яицкого войска за счет беглых крестьян, холопов и посадских людей началось в конце XVв. Заселение проходило в устье реки, где имелись благоприятные условия жизнеобеспечения новоселов. Вместе с тем, следует обратить внимание, что этими поселенцами были пришельцы из северных областей Московского государства. Мнение Э. Герасимовой, что все вновь прибывшие селились близ моря, нельзя считать правильным. (13) Уральский краевед Н. Г. Чесноков утверждает: "Русские люди шли сюда со всех сторон Московского государства"(43) Исследователь истории Яика А. Белый считает, что заселение Яика началось восточно-славянскими племенами с XIIв. Свидетельством этому, по его мнению, являются изначальные названия поселений, "Остроги"(временные укрепления). (9)

Было бы неверным утверждение, что заселение Яика после свержения татаро-монгольского ига происходило случайными группами беглецов из разных областей Руси. Яик заселялся казаками, ранее бывавшими здесь. Они двигались только им известными путями. Как пишет Чесноков:"С Иргиза и через Чаган проникали на Яик стружники. С матушки-Волги через Камыш-Самару на Яик двигался с молодцами атаман Матюшка, а снизу со стороны моря, поднимался атаман Гугня". (43) Первым их поселением, по сообщению уральского краеведа XIXв А. Б. Карпова, был "Голубой городок", построенный в 1584г в устье р. Илек (приток Яика). Астраханский воевода князь Лобанов Ростовский писал в Посольский приказ:"... поставлено де Государь у казаков на Яике три городки". (54) О нахождении двух других городков историки пока не имеют точных сведений, однако обнаруженные археологическими раскопками в 1980г средневековые городища, позволяют предположить, что один из них находился в районе "оазиса городов" (р. Барбастау), другой - близ пос. Бударино. (2)

Ногайские кочевники, мстившие казакам за разрушение столицы их Орды, Сарайчика, в 1605г напали на Голубой городок и разрушили его. Казаки, найдя более защищенное от набегов место у Кирсановского Яра, возвели там деревянный острог, Орешное, защитив его земляным валом. Но это место также оказалось неудобным для проживания, так как располагался на открытом для ветров берегу. Казаки жаловались, что городок "Зимой заносило снегом, а летом от песку житья не было"(9) В 1613г Яицкий городок был перенесен на полуостров, образуемый р. Чаган при его впадении в Яик. С тех пор, по мнению А. С. Пушкина, он стал выполнять роль замка "великих исторических ворот" Прикаспийской равнины.

Send your comments to: sanikin@yahoo.com
(c)2001 Design by Sergey Anikin
Phone: (+7 812) 259-82-80