Shapka

Содержание:

ГЛАВА 1. СКАНДИНАВЫ-РУСЫ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗАНЯТИЯ

Первым известием о походе русов на Царьград морем была проповедь константинопольского патриарха Фотия, являвшегося очевидцем этого события. Флот русов в составе 200 судов вечером 18 июня 860г вошел на константинопольский рейд. С кораблей сошли воины с обнаженными мечами и в течении нескольких дней держали город в осаде. Получив требуемую дань, русы вернулись на корабли и вышли в море. Вслед за этим удачным походом были предприняты еще ряд походов на Византию. Они совершались не столько для ограбления богатой Византии, сколько для завоевания политического авторитета Киевского княжества, возглавляемого скандинавами Аскольдом и Диром. Это произошло еще до прихода Рюрика с варяжской дружиной на новгородскую землю в 862г.

Историк XIXв А. В. Висковатов пишет, что "сильная рать русов, неизвестно каким путем" пробравшаяся в северный Дагестан, вознамерилась проникнуть до Бердыы.. -местечка на правом берегу Куры... Остановленные у Дербента сильными укреплениями, .. pycы сели у дагестанского берега на суда. Спустясь к югу, мимо Апшеронского полуострова, дошли до устья Куры, поднялись этой рекой вверх". (11) На Куру русы вынуждены были пойти под давлением войск азербайджанского правителя Ибн-Муссафаре. "Куда и как пошли русы от Куры... -пишет Висковатов, - где именно добыли в Каспийском море суда.. Откуда, они приходили оба раза.. Все эти вопросы ждут разрешения"(11).

Ответы попытаемся найти в записях, оставленных средневековыми авторами. Арабский путешественник средневековья Ибн-Хурдабех сообщает, что путь в Джурджанское (Каспийское) море был "до Хамлиджа столицы хазар, затем до Балха и Маверанкахра, . до кочевий тогуз-огузов, затем до Китая". Маршрут из Каспия через среднеазиатские пустыни мог проходить по какой-то реке, впадавшей в Каспийское море. Этой рекой была, видимо, Аму-Дарья. Пересохшее русло этой реки доходило в 1715г до Красноводского залива Каспия. Оно было обнаружено экспедицией князя Бекович-Черкасского. Экспедицию сопровождал отряд яицких казаков численностью 500 конников. (24) С приходом варягов на Днепр, их соотечественники -русы были оттеснены на Дон, Волгу и Яик. О движении русов по Волге и Каспийскому морю хазарский коган Иосиф писал в Xв. : "Я охраняю устье реки Итиль (Волги) и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить морем, чтобы идти на исмальтян. Я веду с ними (русами) войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада". (48)

События, развернувшиеся на Каспийском море, показали, что вовсе не обязательно было охранять устье Волги, чтобы не пустить русов на Каспий. Существовал другой, скрытый от хазар путь, по которому с Волги можно было пройти в Каспийское море. Это путь - через Иргиз и Самару (притоки Волги) и небольшую переволоку на Чаган (приток Яика), через Яик он вел в Каспийское море. Эта речная дорога в море была известна местным жителям с древних времен. Позже ей пользовались казаки Ермака и Разина, спасаясь от московских карателей. Другой водный путь с Волги на Яик через Узени и Камыш-Самарские озера был доступен лишь в периоды больших весенних половодий. (4)

Возможно, одним из этих путей пользовались дружины русов, совершая набеги на мусульманские страны каспийского побережья. Суда, которыми они пользовались, позволяли делать на них переволоку и совершать плавание по неглубоким затоплениям Прикаспийской низменности. По сообщению историка русского мореходства А. В. Висковатова, русы при передвижении по Яику, как и по Днепру пользовались челнами-однодеревками, которые имели наложенные дощатые борта. Они делались иэ ствола липы и вмещали до 8-10 человек. Более крупные суда, на которых русы совершали походы по Черному морю (860г) и Каспийскому морю (913г) вмещали в себя по 100 человек и даже несколько лошадей. Для плавания в море суда(струги) были килевые, а для плавания по рекам-плоскодонные(11).

Сведения о расселении скандинавских народов на славянских землях исходят от арабских источников и русских летописей. Арабские авторы X-XIвв Ибн-Фадлан, Ибн-Русте, Истахри, Ибн-Хаукал и др. (в переводе различных востоковедов) четко разграничивают славян и русов. В русских летописях отсутствует разделение скандинавских народов на варяг и русов, что позволило противникам "норманнской" теории отнести эти народы к разновидностям славян. Так, летописец Нестор в "Повести временных лет" пишет: "... Идоша за море к варягам, к руси и от этих варяг прозвалася русская земля"(18). А вот что писал первый русский географ и историк В. Н. Татищев о расселении русов на славянских землях: "По древнему разделению сия есть первая часть Великая Русь.. Есче видно, что в веси, которое от славян Белоозеро именовано, был город, где Рюрик меньшаго брата посадил. Варяги же русы откуду... в гистории Нестеровой три народа упоминаются: варяги, .. пришельцы со князи, славяне, прежде их бывшие и Русь- древние жители"(36). Ученый и политик XVIIIв с достаточной ясностью называет три народа Великой Руси: варяги, славяне и русы. "Русь" в переводе с древнескандинавского языка означает "гребец", что раскрывает занятие древних скандинавов. (19)

Вместе с тем, французский историк конца XVIIIв Ф. Архенгольц делает более точное разделение жителей древней Скандинавии на викингов, варягов и русов, локализуя каждую ветвь этих древних скандинавов к определенной территории Скандинавии. Так, викингов он считает выходцами с полуострова Этландия, варягов-с земель современной Швеции и юга Норвегии, русы с середины XIIIв населяли север этой страны. Русы, как и викинги-норманны, покорившие половину западной Европы, были храбры и воинственны. Северные славянские племена называли их тоже норманнами(мурманами), хотя на юге они с VIIIв стали называться русами. Воинственность русов закладывалась с детства. Об этом сообщает Ибн-Русте(перевод Д. А. Хвольсона): "Когда у кого из Руси родится сын, отец(новорожденного) берет обнаженный меч, кладет его перед дитятею и говорит: "не оставлю в наследство тебе никакого имущества, будешь иметь то, что приобретешь этим мечом".

О проживании русов на их этнической родине упоминается в арабском источнике, оставленном Ибн-Русте: "Рус- это остров -три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса... и земля имеют много влаги... если поставить на сырое место, то земля задрожит от влажности. У них есть царь, которого называют хокан-рус. На острове живет около ста тысяч человек"(16). По занимаемой площади, лесному ландшафту, влажному климату и населенности, арабский географ имел ввиду о-в Готланд, расположенный в Варяжском (Балтийском)море. О народе населяющем этот остров французский историк конца XVIIIв писал: "Они были более торговыми, нежели воинственными людьми в Балтийском море"(1) Далее историк ф. Архенгольц, указывая на тевтонское происхождение викингов, варягов и русов, утверждает, что оно доказывается "сходством нравов, языка и учреждений" датчан, шведов и норвежцев.

О заселении Скандинавии Архенгольц говорит словами древней легенды: "... Скиф Один, покинув страну Асгард и пройдя через Сарматию, увлек находяшиеся там готские племена и завоевал с ними... Скандинавский полуостров"(1). Ранее жившие там финны "были вытеснены на крайние северные пределы Финляндии и Лапландии".

Со славянами русы вели мирную торговлю. Как отмечают западные источники, на о. Готланд в XIв имелась новгородская торговая концессия, которая владела домами, торговыми рядами и даже имела свои церковь. Между славянами и русами случались раздоры. Об этом упоминается в арабских источниках.. В сообщении историка Ибн-Ийаса говорится:"Русы производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, выходят на берег и полонят народ" Арабский историк Йакут в противоположность первому пишет:
"Славяне нападают на русов и захватывают их достояние"(16). Взаимные нападения русов и славян объясняются соседством в расположении этих народов, а в большей степени бедностью, в которой находился скандинавский народ, лишенный плодородных земель. В регионе с избыточным населением не хватало продовольствия. Каменистые почвы, суровый климат не способствовали обеспечению населения продуктами питания. Голод среди населения Скандинавии послужил причиной появления закона в Швеции IXв, обязывающим молодых людей, в связи с недостатком продуктов питания, покидать страну. Этим обстоятельством Ф. Архенгольц объясняет миграцию норманнов на запад (викингов в Исландию, Францию и Англию), варягов на юг, а русов - на восток Руси. (1)

Подтверждением мнения западного историка служат сообщения арабских источников. Ибн-Ийас пишет: "Пашен Русь не имеет и питается тем, что добывает в землях славян"(16) Невзирая на плохой жизненный достаток, русы приспособились к скитальческому образу жизни и сохранили нравственный человеческий облик. Воинственность и страсть к ведению торговли не испортили их физическую и духовную природу. Арабский путешественник Ибн-Фадлан, посетивший Волгу в начале Xв пишет: "Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам. Я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом". Историк Ибн-Русте также был восхищен внешностью русов: "Любят опрятность в одежде, даже мужчины носят золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо"(16).

"Жизненные установки" даваемые сыновьям "приобретать имущество мечом", т. е. заниматься разбоем и грабежами, не до конца испортили нравственные и этические устои у древних скандинавов. Ибн-Русте сообщает об этом: "Гостям оказывают почет и обращаются хорошо с чужеземцами, которые ищут у них покровительства, .. не позволяя никому обижать или притеснять таких людей". Вместе с тем, в случае конфликта между русами если на кого-то из них нападал общий враг, они мирились между собой и заключали союз для отражения агрессии. Подчеркивая здравый подход русов в случае применения оружия, Ибн-Русте отмечает: "У русов мечи соломоновы; когда русы начинают войну, то прекращается усобицы и все действуют согласованно, пока не победят врага"(16).

Важным средством жизнеобеспечения для русов являлась торговля. Это занятие в сочетании с разбойничьими действиями составляли своеобразный образ жизни речных скитальцев. Ибн-Русте свидетельствует: "Русь не имеет ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен, единственный промысел их торговля собольими, беличьими и другими мехами, которые продают они желающим, плату же, получаемую деньгами, завязывают крепко в пояса свои"(16).

О маршрутах движения и местах куда русы поставляли свои товары сообщает арабский географ Xв Ибн-Хордадбех в работе "Книга путей и стран"(перевод Крачевского): "Они возят меха белок, чернобурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства.. по Танаису, .. проходят до Хамлиджана, хазарской столице.. Иногда они перевозят свои товары на верблюдах в Багдад.. Они(русы) заявляют себя христианами, и платят подушную подать". Приведенные из арабского источника сведения ценны тем, что прослеживают торговые пути русов и позволяют установить время окончательного принятия христианства. По ранним арабским источникам датой принятия христианства считались 912-913гг., или, по предположению Заходера, 944-945гг. Однако по сведению арабского миссионера Ибн-Фадлана русы в 921-922гг поклонялись идолам-языческим богам, отсюда следует считать, что русы приняли христианство в 944-945гг.

Noion

Воин-нойон

 

Вхождение в христианство "притупило мечи" русов, т. е. снизило пиратскую активность на реках, так как заповеди христианской идеологии :"не убий", "не укради" категорически запрещали обогащение столь жестокими и безнравственными способами.. Тогда русы решили перейти в ислам, который ради веры разрешал убивать неверных (инаковерующих) и отбирать их имущество. Они посылают четырех мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха принять мусульманскую веру. При этом привлекает внимание то обстоятельство, что Хорезм находился ближе всего к Яику, на берегах которого жили кочевые племена печенегов и огузов, исповедующих ислам. Следует отметить, что Ибн-фадлан-проповедник магометанства в Булгарах, был "посланником Аллаха" в Багдаде. Русы, обратившиеся в Хорезм видимо нашли, что расстояние до него ближе, чем до Багдада, считая Яик отправной точкой. Это является косвенным доказательством присутствия русов на Яике в Xв.

Однако пребывание русов в исламе было недолговечным. В 985-986гг. они, по сообщению турецких источников(Димашки), вновь перешли в христианство. Причины этого досконально неизвестны. Можно предполагать, что кроме причин, побудивших их войти в ислам были мотивы, позволяющие надеяться, что мусульманство поможет им вести благополучную торговлю с кочевниками. Разочаровавшись в ожиданиях, и убедившись в несоответствии корана с благочестивыми и твердыми нравственными позициями народа Скандинавии, русы возвращаются к христианству(православию). Немалую роль в этом сыграло крещение славянских народов.

Send your comments to: sanikin@yahoo.com
(c)2001 Design by Sergey Anikin
Phone: (+7 812) 259-82-80