Содержание: |
ГЛАВА
10. НОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
|
|
|
По всей вероятности, это послужило причиной принимать за рыбацкий
жаргон или дефект речи казачий говор, отчего маститые литераторы не
придавали ему значения. Впрочем, кроме Даля только поэт И. Сельвинский
в поэме "Уляляевщина" довольно иронично высказался об уральских
казаках, назвав их "шепелявыми бородачами". При этом не было
обращено внимание на слова, не встречающиеся в русском языке, такие
как: будара, ятовь, анды, лукни и др, а также на казачий богатый диалект.
Слов-эндемов доцентом Н. М. Малеча было собрано более 25000. При внимательном
их изучении, прошлое уральских казаков предстало бы перед современниками
шире в географическом плане и достаточно полно (в историческом плане).
Собранные по крупицам в словарь-сборник измененные скандинавские наречия,
записаны в их конечной форме без переходных стадий. Между тем, показательным
примером изменения слов в княжеском именослове служат изменения форм
скандинавских имен: Рюрик(Hrprekr), Олг(Олег-Helgi), 0лга(Ольга-Helga)
Особенно сильно изменили форму: Jngvarr-Игорь и Judleifr-Глеб. Промежуточные
формы имен Игорь и Олег в X-XIIвв византийцы передают как: Ингор и Хелгу.
Характерно, что в первоначальных формах имен Олг, Олга между согласными
-ЛГ- появляется гласный звук и имена приобретают современный вид: Олег
и Ольга. (57) В приведенных примерах изменения скандинавских имен, обнаруживается
та же тенденция, что и в словах уральского диалекта: "щен",
"стяс" -краткое произношение слов за счет выпадения гласных
звуков. Это было замечено В. Далем и подчеркнуто в его рассказе "Уральский
казак": "Казак говорит резко, бойко, отрывисто... налегает
на Р, С, на Т, гласные буквы, напротив скрадывает. "Сравнивая древние
формы скандинавских имен со словами диалекта уральцев, можно обнаружить
сходство, проявляющееся в краткости их звучания Анализ речи уральских
казаков позволяет осмыслить семантические особенности их языка и установить
параллели с одним из народов Скандинавии. По сведениям зарубежных и отечественных историков территория прикаспийского
бассейна неоднократно служила ареной агрессивных действий скандинавов.
Норвежский писатель Хэлге Ингстад в книге "По следам Лейва счастливого"(Ленингр.
1969г) пишет, что парусно-гребные корабли норманнов в IX-Xвв проникали
в Черное и Каспийское моря, захватывая прибрежные поселки и острова.
Если письменные источники о прошлом народов Скандинавии стали реже представлять
свои сведения о пребывании древних норманнов(варягов и русов) на территории
Руси, то археология - наука о древностях, служит важным подспорьем в
собирании свидетельств о передвижении скандинавов по рекам Руси и их
поселениях. Новые раскопки в Изборске и близ Белоозера (урочище Плакун)
в отрытых курганах показали погребения путем сожжения в ладьях, свойственные
скандинавам-русам IXв. (60) Раскопки, проведенные саратовскими археологами
в 1982-1990гг в бассейнах рек Иргиза и Урала выявили захоронения, не
относящиеся к кочевническому типу. Среди погребального инвентаря, кроме
вооружения и женских украшений, встречаются вещи определенного предназначения:
крючок рыболовный, грузило свинцовое, струган железный, гвозди железные
со шляпками от гробовища, мотыга железная, игральные кости, а также
предметы конской упряжи (стремена железные арочные, кольца уздечные).
Среди захоронений преобладает ориентировка могил в направлении Восток-Запад
(40%) и Юго-запад-Северо-восток(50%). Поза умерших - вытянутая на спине(более
85%), скорченная на левом боку(5%). Более 70% захоронений обнаружены
внутри деревянных рам или конструкций (гробы и колоды). Хронологически погребения относятся к XIII-XIVвв, однако памятники
(мотыга, предметы рыболовства, струган) свидетельствуют о ведении оседлого
образа жизни их владельцев, что было возможно до утверждения Золотоордынской
власти в Приуралье. Предметы конского инвентаря в погребениях отражают
языческий период времени, что позволяет относить их к XII - началу XIIIвв.
(56) Уральские археологи Г. В. Кушаев и Г. И. Багриков, исследуя археологические
памятники Уральской области, на основании обнаруженной массы предметов
в захоронениях, которые хронологически не соответствуют эпохе Золотой
Орды, а также обнаруженные остатки оборонительных укреплений в виде
вала, сделали вывод о существовании в средневековый период на территории
современного Уральска средневекового городища. Находки, обнаруживаемые
на уральском пляже, после весенних паводков, доказывают, что поселения
были основаны не выходцами с Дона и Нижнего Поволжья, а приходцами с
северной части Руси, (52) При сравнении результатов раскопок Саратовских
и Уральских археологов выявляется значительное сходство в ориентировке
могильных ям, положениях скелетов захороненных. Становится очевидным,
что обнаруженные в могильниках памятники представляют культуру оседлого
рыбопромыслового земледельческого характера. В X-XIIвв на Яике, кроме
русов в "Оазисе городов" жила некоторая часть готтских племен,
а в заяицких степях располагались становища печенегов-кипчаков и огузов.
В сочетании с данными археологических раскопок, письменными памятниками
русских летописей, записок арабских и западных авторов, в данном очерке
представлены свидетельства о проживании русов-выходцев из Скандинавии
в бассейне реки Яик в X-XIVвв. н. э. Признаками идентичности предшественников
яицких(уральских) казаков со скандинавами-русами служат: приведенные
примеры в области языка (корни норманнских слов в лексике и особенности
казачьего диалекта), сохранившиеся скандинавские имена и фамилии в именослове
яицких казаков(Якуня, Зея), фольклор, представленный сказками и былинами
со схожими сюжетами у народа Норвегии и у казаков на Яике(Урале), общие
черты быта и занятия промыслами (рыболовство) и торговлей, одинаковое
отношение к "приходцам", общность взглядов и действий в отстаивании
независимости, обрядов и обычаев. Установленная связь между географическими объектами, упомянутыми в
предании приверженцев старой веры о "Беловодии"(Камбайском
царстве) и топонимами северной Норвегии, позволяет проследить развитие
казачьего этноса на Яике. О связи обычаев в Норвегии и в Уральской области(до
Октябрьской революции) свидетельствует факт существования обычая - массовый
лов рыбы начинать с общего сигнала-выстрела пушки. В Яицком войске такой
лов назывался "удар". Следует отметить, что среди казачьих войсковых формирований России
в процессе исторического развития Яицкие казаки выделялись целым рядом
признаков. Наиболее отличительными были: |
|
Send your comments to: sanikin@yahoo.com (c)2001 Design by Sergey Anikin Phone: (+7 812) 259-82-80 |