Shapka

Содержание:

ГЛАВА 10. НОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
О ПРИХОДЕ РУСОВ НА ЯИК

Сами казаки, находясь в плену старообрядческих представлений, вряд ли сознавали, что их корни исходят из Скандинавии. Иначе они не стали бы искать Беловодию в "Опоньском" царстве, хотя по воле судьбы им приходилось быть союзниками Норвегии. Это произошло в 1809г, когда Россия воевала со Швецией. Тогда команда яицких казаков участвовала в переходе на судах через Ботнический залив, а затем принимала участие в сражении при взятии Аландских островов. Норвегия в то время вела борьбу за свое освобождение от Дании, колонией которой была, а с 1814г -получением конституции, становится колонией Швеции.

Автору этих заметок, родившемуся в Уральске и проведшему детство и юность среди казаков приходилось много лет слышать их особенный, "скороговорящий" диалект. Вначале он не казался странным, потому что все соседи в окружении говорили одинаково, произнося быстро и коротко "щен"(сено) или отвечали успокоительно: "стяс"(сейчас). Большинство слов уральского казачьего диалекта не входят в лексикон местных диалектов других легионов (казачьих в т. ч. ). Знающий их говор, может отличить уральца среди тысячи людей с разными наречиями. Это выяснилось позже, когда пришлось побывать в разных республиках бывшего Союза ССР и областях России. Вызывает удивление, что из множества писателей, посетивших Яик(Урал) только В. Даль обратил внимание на необычную речь казаков Урала. В говоре уральцев, кроме славянских корней, встречается много русских (славянских) слов с измененными согласными и опущенными гласными.

По всей вероятности, это послужило причиной принимать за рыбацкий жаргон или дефект речи казачий говор, отчего маститые литераторы не придавали ему значения. Впрочем, кроме Даля только поэт И. Сельвинский в поэме "Уляляевщина" довольно иронично высказался об уральских казаках, назвав их "шепелявыми бородачами". При этом не было обращено внимание на слова, не встречающиеся в русском языке, такие как: будара, ятовь, анды, лукни и др, а также на казачий богатый диалект. Слов-эндемов доцентом Н. М. Малеча было собрано более 25000. При внимательном их изучении, прошлое уральских казаков предстало бы перед современниками шире в географическом плане и достаточно полно (в историческом плане). Собранные по крупицам в словарь-сборник измененные скандинавские наречия, записаны в их конечной форме без переходных стадий. Между тем, показательным примером изменения слов в княжеском именослове служат изменения форм скандинавских имен: Рюрик(Hrprekr), Олг(Олег-Helgi), 0лга(Ольга-Helga) Особенно сильно изменили форму: Jngvarr-Игорь и Judleifr-Глеб. Промежуточные формы имен Игорь и Олег в X-XIIвв византийцы передают как: Ингор и Хелгу. Характерно, что в первоначальных формах имен Олг, Олга между согласными -ЛГ- появляется гласный звук и имена приобретают современный вид: Олег и Ольга. (57)

В приведенных примерах изменения скандинавских имен, обнаруживается та же тенденция, что и в словах уральского диалекта: "щен", "стяс" -краткое произношение слов за счет выпадения гласных звуков. Это было замечено В. Далем и подчеркнуто в его рассказе "Уральский казак": "Казак говорит резко, бойко, отрывисто... налегает на Р, С, на Т, гласные буквы, напротив скрадывает. "Сравнивая древние формы скандинавских имен со словами диалекта уральцев, можно обнаружить сходство, проявляющееся в краткости их звучания Анализ речи уральских казаков позволяет осмыслить семантические особенности их языка и установить параллели с одним из народов Скандинавии.

По сведениям зарубежных и отечественных историков территория прикаспийского бассейна неоднократно служила ареной агрессивных действий скандинавов. Норвежский писатель Хэлге Ингстад в книге "По следам Лейва счастливого"(Ленингр. 1969г) пишет, что парусно-гребные корабли норманнов в IX-Xвв проникали в Черное и Каспийское моря, захватывая прибрежные поселки и острова. Если письменные источники о прошлом народов Скандинавии стали реже представлять свои сведения о пребывании древних норманнов(варягов и русов) на территории Руси, то археология - наука о древностях, служит важным подспорьем в собирании свидетельств о передвижении скандинавов по рекам Руси и их поселениях. Новые раскопки в Изборске и близ Белоозера (урочище Плакун) в отрытых курганах показали погребения путем сожжения в ладьях, свойственные скандинавам-русам IXв. (60) Раскопки, проведенные саратовскими археологами в 1982-1990гг в бассейнах рек Иргиза и Урала выявили захоронения, не относящиеся к кочевническому типу. Среди погребального инвентаря, кроме вооружения и женских украшений, встречаются вещи определенного предназначения: крючок рыболовный, грузило свинцовое, струган железный, гвозди железные со шляпками от гробовища, мотыга железная, игральные кости, а также предметы конской упряжи (стремена железные арочные, кольца уздечные). Среди захоронений преобладает ориентировка могил в направлении Восток-Запад (40%) и Юго-запад-Северо-восток(50%). Поза умерших - вытянутая на спине(более 85%), скорченная на левом боку(5%). Более 70% захоронений обнаружены внутри деревянных рам или конструкций (гробы и колоды).

Хронологически погребения относятся к XIII-XIVвв, однако памятники (мотыга, предметы рыболовства, струган) свидетельствуют о ведении оседлого образа жизни их владельцев, что было возможно до утверждения Золотоордынской власти в Приуралье. Предметы конского инвентаря в погребениях отражают языческий период времени, что позволяет относить их к XII - началу XIIIвв. (56)

Уральские археологи Г. В. Кушаев и Г. И. Багриков, исследуя археологические памятники Уральской области, на основании обнаруженной массы предметов в захоронениях, которые хронологически не соответствуют эпохе Золотой Орды, а также обнаруженные остатки оборонительных укреплений в виде вала, сделали вывод о существовании в средневековый период на территории современного Уральска средневекового городища. Находки, обнаруживаемые на уральском пляже, после весенних паводков, доказывают, что поселения были основаны не выходцами с Дона и Нижнего Поволжья, а приходцами с северной части Руси, (52) При сравнении результатов раскопок Саратовских и Уральских археологов выявляется значительное сходство в ориентировке могильных ям, положениях скелетов захороненных. Становится очевидным, что обнаруженные в могильниках памятники представляют культуру оседлого рыбопромыслового земледельческого характера. В X-XIIвв на Яике, кроме русов в "Оазисе городов" жила некоторая часть готтских племен, а в заяицких степях располагались становища печенегов-кипчаков и огузов.

В сочетании с данными археологических раскопок, письменными памятниками русских летописей, записок арабских и западных авторов, в данном очерке представлены свидетельства о проживании русов-выходцев из Скандинавии в бассейне реки Яик в X-XIVвв. н. э. Признаками идентичности предшественников яицких(уральских) казаков со скандинавами-русами служат: приведенные примеры в области языка (корни норманнских слов в лексике и особенности казачьего диалекта), сохранившиеся скандинавские имена и фамилии в именослове яицких казаков(Якуня, Зея), фольклор, представленный сказками и былинами со схожими сюжетами у народа Норвегии и у казаков на Яике(Урале), общие черты быта и занятия промыслами (рыболовство) и торговлей, одинаковое отношение к "приходцам", общность взглядов и действий в отстаивании независимости, обрядов и обычаев.

Установленная связь между географическими объектами, упомянутыми в предании приверженцев старой веры о "Беловодии"(Камбайском царстве) и топонимами северной Норвегии, позволяет проследить развитие казачьего этноса на Яике. О связи обычаев в Норвегии и в Уральской области(до Октябрьской революции) свидетельствует факт существования обычая - массовый лов рыбы начинать с общего сигнала-выстрела пушки. В Яицком войске такой лов назывался "удар".

Следует отметить, что среди казачьих войсковых формирований России в процессе исторического развития Яицкие казаки выделялись целым рядом признаков. Наиболее отличительными были:
1)Ревностное, вплоть до самопожертвования, отношение к соблюдению старообрядческих форм богослужения;
2)Организация массового проведения всем войском рыболовства, четко регламентированного по временам года;
3)Оригинальность говора, не имеющего аналогов в других казачьих областях и регионах России;

Send your comments to: sanikin@yahoo.com
(c)2001 Design by Sergey Anikin
Phone: (+7 812) 259-82-80