Shapka

Содержание:

ГЛАВА 9. ПОИСКИ СКАЗОЧНОЙ БЕЛОВОДИИ

Казаки были бы довольны своим положением, если бы власти не вмешивались в дела Уральского войска и в духовную сферу их жизни. В 1874г Высочайшим повелением было утверждено новое Положение об Уральском казачьем войске, по которому казаки уравнивались с армейскими чинами, вводились мундиры, строй и уставная дисциплина:

И старинка, удалая,
Как шеренга фрунтовая,
Под ранжир подведена...

Из древних обычаев была сохранена только "наемка"(22). Для видимости, что сохранены древние ритуалы казачьей "демократии", правительство учредило съезд выборных от станиц с правом совещательного голоса. Но казаков не могла усыпить эта "милостивая подачка". Всем войском они наотрез отказались выполнять новое Положение. В марте 1874г в Уральск были направлены регулярные войска. Начались аресты. Под суд было отдано более 4000 казаков. Из них 3000 лишены казачьего звания и сосланы в Сибирь и Среднюю Азию. Всего было сослано с Яика(Урала) до 7000 казаков. После введения новых "штатов"(порядков) обида за унижение до положения "солдатчины" не проходила до 1-й Мировой войны; особенно не могли простить "нововведений" старые казаки.

Даже после революции в их унылых песнях слышалась тоска по казачьим вольностям:

Отымут шашки, отымут седла,
Отымут все под чистоган.
И погонит нас в пехоту
Неизвестный итаман...

Казаки, оставшиеся на Урале, подчинившись, но не покорившись властям, начали поиски такого места на Земле, где были бы сохранены прежние казачьи обычаи, где свято соблюдались обряды старой веры, где царила бы благодать, где "истинная вера порождает истинное благочестие"(23). Такое место по наказу инока Марка Топоозерской обители (близ Вологды) находилось в царстве Беловодия(Камбайское). Найти это царство казаки поручают делегатам, избранным от войска, чтобы все Уральское войско со временем могло туда переселиться. Следуя каким-то фантастическим маршрутом, казаки тщетно искали легендарное Камбайское или "Опоньское" царство. Инок Марк, о котором в XIXв писал литератор П. П. Мельников, оставил поборникам старой веры наказ(еще в XVIIIв) о том, что Камбайское царство находится на Индостанском полуострове.


Ural cossacs

Писатель В. Г. Короленко в повести-очерке "У казаков" переписал из дневника одного из участников второго круиза казака Г. Т. Хохлова историю этого путешествия. Хохлов свои записи назвал повестью "Путешествие уральских казаков в Беловодское царство". Короленко казачью "Одиссею" начинает с описания первой экспедиции, которая была финансирована в 60-х гг. XIXв донским казаком-старовером Д. П. Шапошниковым, жителем Новочеркасска. Искать Беловодию почему-то им было доверено уральским казакам Варсонофию Барышникову с двумя товарищами. Искатели "земли обетованной" через Константинополь и Малую Азию добрались до Ост-Индии, но до "Опоньского царства"(Японии) они не доехали, возвратясь домой. Легковерие и слабое знание географии сделали эту поездку бесполезной..
Когда в 90-х гг казакам стало известно, что в Пермской губернии живет некий "выходец из Беловодии"- отец Аркадий, они выделили депутатов, одним из которых был В. Барышников-член первой экспедиции. Познакомившись с "архиепископом" Аркадием, Барышников был разочарован. Однако через некоторое время о. Аркадий сам приехал на Урал к казакам, где клялся, что получил сан архиепископа от патриарха Беловодского царства Мелетия. По его словам Беловежское (Камбайское) царство лежит где-то на востоке. 25 января 1898г (в те дни известный норвежский путешественник Ф. Нансен готовился к полету на воздушном шаре к Северному полюсу) на Яике(Урале) в Кирсановском поселке на съезде казаков была избрана группа казаков в составе 4-х человек для новых поисков Камбайского царства. В группу, кроме Хохлова и двух других делегатов, входил Онисим Варсонофьевич Барышников - сын В. Барышникова, первого искателя Беловодии. 22 мая 1898г казаки выехали из Уральска, а 30 мая на пароходе вышли из Одессы в Константинополь. На расходы для депутации казачьей общиной Уральского войска было собрано 2600 рублей.

Маршрут второй экспедиции, подсказанный о. Аркадием, по сравнению с первым был более направленным, но, как и предыдущий, не имел точных ориентиров: "Есть на Востоке за северным, а к южной стороне за южным или тихим морем славяно-беловодское царство, земля патагонов(!), В котором живет царь и патриарх. Вера у всех греческого закона, православного ассирийского или просто сирского языка. Царь в то время был Григорий Владимирович, а царицу звали Глафира Иосифовна. А патриарха звали Мелетий. Город по названию беловодскому Трапензанчунсик, а по русски.. Банкон (он же и Левек). Другой их столичный город Гридабад... Ересей там нет, обману, грабежу, убийства и лжи нет же, но во всех едино сердце и едина любовь". (22)

Еще в наказе инока Марка говорилось, что в Беловодии среди "ассирских" церквей есть более 40 русских церквей, распространяющих христианское благочестие. При выборе маршрутов экспедиций казаки, видимо, руководствовались легендами о существовании в Центральной Азии христианской секты несториан, а к западу от Монголии, по преданию проживали племена Кераитов, среди которых было распространено христианство. Они сохраняли свою веру в XIIIв, будучи подданными монгольских ханов.
Участники второй экспедиции, побывав в Камбодже, Китае, Японии и в других странах Азии, не нашли там не только единоверцев, но и христианских поселений, где жили бы русские. Так безрезультатно окончилась вторая экспедиция, но поиски Беловодии продолжались. Возвратившись в Россию, казаки направились в г. Оханск, где жил о. Аркадий, чтобы выяснить у него причину неудачных поисков. "Архиепископ" отослал их в Пермь, где в окружном суде хранилась грамота с указанием места, откуда "святой отец" прибыл. Получив бумагу из Перми с неясными письменами о местонахождении Камбайского царства, казаки, по совету Короленко, обратились к петербургскому академику-санскритологу С. Ф. Ольденбургу. Академик нашел, что грамота представляет из себя скопление индусских и арабских слов, не имеющих никакого смысла, кроме нелепостей в виде: "расположения рядом с Асумпсионом(?) Парагвая" и т. д. Короленко нашел, что обращение казаков к науке является важным моментом в поисках Беловодии. На наш взгляд это позволяет сделать переход от поисков мифических маршрутов к изучению возможных реально существующих географических мест, но ясно указанных в грамотах блюстителей старой веры.

Не требовался серьезный научный анализ координатов нахождения Беловодского царства("земли патагонов"):"на востоке за северным, а в южной стране за южным или тихим морем.. ", чтобы увидеть в этой "тарабарщине" маршрут в "никуда". Неопределенность направления, заданного казакам, заставила их следовать ошибочным путем в восточно-азиатские страны. Уральцев также не остановило отсутствие на картах мира географических объектов: Камбайское царство(Беловодия), города Левек, Гридабад и др. Надуманная ситуация о жизни в "царстве благочестия", куда можно переселиться всем войском, возобладала над здравым смыслом и понесла их "на край света".

Несуразное содержание "начала" и "грамоты" с искаженными названиями ориентиров, расположенных в противоположных направлениях: "Опоньское"(Япония) государство и "земля патагонов"(Патагония) для грамотного человека знакомого с картой мира ясно предсказывали бесполезность ведения поисков. Вместе с тем, в маршруте должна были быть какие-то реальные сведения о конечном пункте следования - царстве Беловодии. На наш взгляд, это могла быть колония приверженцев старой веры, пришедших на новые места в период усиленных гонений российскими властями (XVIIIв). Задавшись целью которая владела умами казаков, прежде всего следовало обратить внимание на название загадочной страны -"Беловодия". Этот географический объект явно гидронимического происхождения (белая вода) уже мог бы служить указателем направления поисков. Гидронимы с определением "белый" расположены на севере Европейской части России (р. Белая, Белое озеро, Белое море и т. д. ). Это обстоятельство позволяет предположить, что искомое Камбайское царство лежит где-то близ моря или в краю где много озер, путь к которому лежит не через Индокитай (разскиваемые топонимы Камбайское государство и Камбоджа не идентичны), а через север Восточной Европы.

Придерживаясь норманнской теории происхождения яицких (уральских) казаков, можно предположить, что беглецы с Яика и Дона выбрали для местожительства, давно покинутые ими берега Скандинавии, поэтому Камбайское царство следует искать на севере Европы. Учитывая, что норманнский и немецкий языки ведут начало от общего корня, а немецкий язык за последнюю 1000 лет изменился не более чем на 20%, воспользуемся немецко-русским словарем. Гипотетический топоним Камбайское(царство), видимо, представляет собой словосочетание слов "Кам" (от глагола "приходить") и "бай"-бухта. На английском языке, который также имеет древненорманнское происхождение, Саме - от глагола Сом(е)-приходить, "бай"(вау)-бухта. Слово Саме можно рассматривать как имя существительное, образованное от глагола(соммеп), оаначающее приход - круг верующих, приписанных к определенной церкви. (30, 2)

Таким образом "Камбайское царство" подразумевается, как приход единоверцев (в смысле их прибытия), или как церковный округ, расположенный близ бухты (моря). Известно, что береговая линия Норвегии имеет сильную изрезанность берегов бухтами(фьордами) отчего она носит название "страна фьордов". Очертание берегов севера Скандинавии за последнее тысячелетие не претерпело больших изменений. Названия городов Левек и Гридабад не могли быть выдуманы старцами Марком и Аркадием из-за их уточняющего назначения в определении местонахождения страны Беловодии и, делающих ее существование более реальным. Термин Левек имеет с городом Левангер, расположенном на севере Скандинавии, общий корень "Лев", в переводе означающем (по немецки) - уровень, высота. Левек можно перевести как находящийся на высоком уровне или на высоких широтах(северных). Термин Гридабад составлен словами Грид -сетка, решетка(немецк. ); "Бад" - купание, ванна. В целом Гридабад переводится как "купание у решетки"(возможно у учуга).

Примечательно то, что в переводе географические объекты (Камбайское, Левек, Гридабад и пр. ) связаны с темами религии, морем и рыболовством, которые входили в круг жизненных интересов яицких(уральских) казаков. Итак, предположение о скандинавском происхождении яицких казаков, подтвержденное множеством аргументов при расшифровании термина Камбайское(царство) нашло достаточно веское обоснование. В данном случае для "отыскания" Беловодии в качестве инструмента использовалась гипотеза о норманнском происхождении (от скандинавов - русов) яицких казаков. В совокупности с предыдущими фактами в пользу скандинавского происхождения уральцев, находка Камбайского государства сделала гипотезу рабочей. В следующей главе приводятся археологические доказательства норманнского генезиса яицких казаков, приближающих гипотезу к истине.

Еще большее приближение обнаруживается при осмыслении выдержки из летописи по Лаврентьевскому списку: ".. прибегоша бьени от татар близ.. реки.. Гайк". (стр. 117) и части стиха Бьернсона: "На врага точили бенны топоры.. " (стр. 54 данной рукописи). Привлекают внимание слова явно этнического характера "бьени" и "бенны". По смыслу они означают воинов, живущих в Норвегии - "бенны" и на Яике(Гайк) -"бьени". Несомненно, что это две формы одного и того же слова, представленного в норвежской и славянской транскрипциях.. Оба выражают один и тот же народ, находящийся в разных районах своей деятельности: в Норвегии и на Яике, что делает очевидной историческую связь между ними.

Send your comments to: sanikin@yahoo.com
(c)2001 Design by Sergey Anikin
Phone: (+7 812) 259-82-80