Содержание: |
ГЛАВА 2. ПРИХОД РУСОВ НА ЯИК
|
|
|
Следами от оставшихся средневековых поселений на Яике служат найденные
при раскопках развалины шести городищ -"оазис городов", захоронения
воинов с вооружением европейского типа и северной ориентировкой могил.
Характер находок, сопутствующих захоронениям, позволяет относить их
к этносу с оседло земледельческими обычаями(25). Существование одного из городков "оазиса городов" подтверждается сообщением арабского миссионера Абу-Хамид-Рахим-ал-Гарнати, который приехал в город на Яике в 1131г и прожил в нем 20лет. По его сообщению город назывался Саксин. Выезжая периодически в Хорезм, Булгары, Киев и города Владимиро-Суздальского княжества, Гарнати возвращался в Саксин. При этом в сообщении миссионера указаны маршруты и расстояния, по которым уральский историк и археолог Г. А. Кушаев делает заключение о нахождении Саксина близ Яика(25). Подобный вывод был сделан еще в XIXв востоковедом Дорном. Позже русский и советский арабист академик В. Бартольд высказывал мнение о существовании двух Саксинов (на Волге и на Яике), но оно опровергается утверждениями В. Дорна и Г. А. Кушаева. Кушаев приводит выдержку из Лаврентьевской летописи(18), где говорится: "Саксини и половцы взбегоша из низу к Болгарам, перед татарьи и сторожеве Болгарские прибегоша бьени от татар близ реки сижа има Гайк". Таково письменное сообщение о разгроме сторожевых болгарских застав на Яике передовыми отрядами татар. Под термином "саксини" Кушаев подразумевает жителей города Саксин (на Яике). Сообщая о них в Лаврентьевской летописи, древний автор имел ввиду представителей германского этноса-норманов, среди которых находились оставшиеся готы-саксонцы. Историк XVIIIв А. Кайсаров пишет, что "саксонцы-венды умели утвердиться в самых опасных местах". (28) Итак, под "саксини" подразумевалась смешанная норманно-германская группа жителей городков на Яике.
С распадом Хазарского государства на Яике складывалась благоприятная
обстановка для хозяйственно-промысловой и торговой деятельности, т.
е. создавались условия для охоты, рыболовства и ведения торговли с кочевыми
народами. В низовьях Яика возобновилось движение по "Великому шелковому
пути" из Китая через Хорезм в Византию. Занимаясь промыслами знакомыми
им еще в Скандинавии русы осваивали новые способы жизнеобеспечения:
земледелие и скотоводство, перенимая опыт "саксонцев" и скотоводов-кочевников.
О формировании отрезка торгового пути из Поволжья и Приуралья в Хорезм
свидетельствуют археологические раскопки, произведенные экспедицией
института этнографии АН СССР под руководством С. П. Толстого в 1946г.
К. А. Кушаев возникновение "оазиса городов" объясняет главным
образом пролеганием торгового пути вблизи селений. На наш взгляд такое
утверждение нельзя считать правомерным, так как "великий шелковый
путь" пролегал несколько южнее излучины Яика, где находился "оазис
городов". Он проходил около г. Сарайчик, о чем свидетельствуют
возведенный здесь Караван-Сарай и укрепления-места кратковременных остановок
торговых караванов. (41) Возникновение группы "оазиса городов" Кушаев относит к XIв,
что совпадает по времени с поселением здесь пришельцев-русов. Обнаруженные
при раскопках городища: Круглоозерное, Уральское, Чаганское, Барбастау,
"Курени" и Дарьинское названы Кушаевым топонимами географических
объектов, близ которых они были найдены. Археолог из Уральска на территории
Степного Приуралья с 1966 по 1988гг. при археологических исследованиях
34 могильников и более 90 захоронений, относящихся к VII - XVвв. н.
э., среди находок обнаружил много памятников не свойственных кочевникам
средневековья. Наличие такого инвентаря Кушаев объясняет влиянием оседло-земледельческих
культур народов Прикаспия. Автор не называет эти народы. На наш взгляд
к ним следует отнести русов, славян, угров и немногочисленные племена
готов. В захоронениях, описанных Кушаевым (в могильниках Челкар 3, 4 и 5,
Карасу 1 и 2) рядом с мужскими скелетами находилось оружие: длинные
железные мечи с перекрестием, металлический пластинчатый панцирь, металлическая
маска с отверстиями для глаз. Из украшений найдены зеленые бусины из
хрусталя, золотые и бронзовые серьги и браслеты. В могильниках (Челкар
4 и 5) захоронения совершены в гробовищах-выдолбленных колодах или в
досчатых гробовищах, что является аномалией для тюрских захоронений.
Для тюрок мусульман характерно в ямах-могилах устраивать выбоины (ниши),
в которую помещался покойник в сидячем положении. Не соответствует захоронениям
кочевников и ориентация обнаруженных могил. Половцы(кипчаки) устраивали
могилы в меридиональном направлении, тогда как обнаруженные могилы были,
преимущественно, ориентированы в широтном (запад-восток) направлении.
Городища в системе "оазиса городов", малоисследованные в
археологическом отношении, внешне представляют собой оборонительные
сооружения с остатками защитных валов. По мнению Кушаева, как приуроченные
к устьям рек(Яика, Чагана и Барбастау), они располагались на магистрали
транзитной торговли между Западной Европой и азиатскими странами. Этот
торговый путь проходил по суше до татаро-монгольского нашествия. Как
считает Кушаев, город Саксин находился в системе "оазиса городов".
По утверждению археолога, население "расселялось в основном на
окраинах междуречья Волги и Урала"(25). Многие исследователи полагают,
что в X-XIIIвв здесь существовало около 30 городов. Один из них находился
на территории Яицкого городка(Уральска). Это было отмечено в записках
путешественников-монахов Франциско и Доминико Пицигани(XIVв). Раньше
них, в 1223г через Саксин, после неудачного боя под г. Булгары, монголы
возвращались к себе на родину. Они проходили близ Яика вторично в 1228-1229гг
при наступлении из азиатских степей, когда, разбив сторожевые заставы
булгар, обратили в бегство "саксини" и половцев. Половцы,
видимо, нашли защиту у единоверцев-булгар, но "саксини"(русы
и угры) не искавшие укрытий среди мусульман, прошли на север, к Ладожскому
озеру и в Скандинавию. Часть русов, поселившись там(в северной Норвегии),
занялась рыболовством. В память о местах проживания в Междуречье (Волги
и Яика) несколько географических объектов на новом месте в Норвегии
получили названия, перенесенные с Яика: Хаммельвик (Камелик), Боддарен(Бударино),
Йёвик(Яик), Карасйок(на Яике существовали Щучий, Сазаний яры и др. объекты
с рыбьими названиями). Карасйок переводится с англ. -смешной карась.
Следует обратить внимание на то, что все топонимы, созвучные названиям
на Яике, в Норвегии сконцентрированы в одном месте. (6) При рассмотрении этимологии названий городищ в("оазисе городов")
"Курени" и "Кремль", можно отметить, что термин
"Курени" происходит от английского слова square - площадка(часть
занимаемой площади). Как отмечает Кушаев, "Курень", монгольское
слово означающее форму кочевой обшины во время стоянок или кочевания
стада. Однако было отмечено, что жители "оазиса городов" вели
оседлый образ жизни, поэтому "Курени" можно трактовать как
часть селения (города). Кстати, значение термину "Курени"
придавалось как части войска в Запорожской сечи со времени сосредоточения
варяжской дружины на Днепре. Оба названия появились на Яике и Днепре
независимо друг от друга. Смысловое отождествление можно объяснить лишь
сходством языков русов и варягов. Термин "Кремль" по мнение
Кушаева, элемент характерный для структуры укреплений центральной части
древнерусских городов. Название "Кремль" - цитадели города,
очевидно было дано славянами, возводившими города в "оазисе городов"
вместе с русами. Локализация г. Саксина на Яике четко удостоверяется высказыванием его
жителя, Хамида-Ибн-Гарнати:"Город Саксин стоит на огромной реке,
которая больше Тигра". (25) Исходя из этого арабского источника,
а также из записей летописи по Лаврентьевскому списку, Кушаев делает
вывод, что "огромной рекой больше Тигра" является Гайк(Яик-Урал),
в пойме которого, в отдалении от кочевий огузов и кипчаков, располагались
городки "оазиса". Жители городков веди оседлый образ жизни,
занимались охотой, рыболовством, скотоводством, торговлей и частично
земледелием. При классификации памятников культуры средневековья, Кушаев нашел,
что среди них было недостаточное количество предметов, относящихся к
культуре кочевников VIII-XIII веков. Эту лакуну (разрыв во времени)
он объясняет слабой преемственностью между кочевниками раннего средневековья
(сарматами) и позднего средневековья(печенегами) из-за постоянного наплыва
восточных народов (аланов, аваров, гуннов, тюрков и монгол) в Междуречье.
По нашему представлению такое объяснение нельзя признать достаточно
обоснованным. Отсутствие кочевников в Междуречьи и Приуралье можно с
четкой убедительностью объяснить приходом на Яик воинственных жителей
Скандинавии норманнов-русов. Они поселились здесь в X-XI веках, вытеснив
кочевников (огузов и печенегов) на восток. Таким образом, до начала
XIIIв (прихода татаро-монгол) на Яике не было присутствия кочевых племен.
Преемственность от русов к ассимилированному славяно-русскому этносу,
а далее к казакам зарождавшейся казачьей общины, проходила в период
татаро-монгольского владычества, в условиях службы ханам Золотой и Белой
Орды. |
|
Send your comments to: sanikin@yahoo.com (c)2001 Design by Sergey Anikin Phone: (+7 812) 259-82-80 |